Теория операционных систем

         

Вскоре после анонса Apple Macintoch

Вскоре после анонса Apple Macintoch в 1984 г., Microsoft выпустила электронную таблицу Excel и текстовый процессор Word для этой системы. Автор не может подтвердить это официальными данными, но трудно избавиться от впечатления, что основной задачей при разработке Win 16 было максимальное облегчение переноса приложений Мае на IBM PC.
Версии Windows 2.x—3.x воспроизводят почти все характерные черты Mac OS.

  • Событийно-ориентированную кооперативно многозадачную архитектуру
  • Единое адресное пространство
  • Сборку программ в момент загрузки с использованием DLL П "Ручечное" управление памятью
  • И даже соглашение о вызовах у процедур системного API: параметры помещаются в стек, начиная с первого, стек очищается вызываемой

    процедурой
Ядро системы было собрано в виде загрузочного модуля DOS (win.exe). После загрузки этот модуль брал на себя управление памятью и осуществлял загрузку собственных и пользовательских модулей формата NE (так называемые сегментированные модули). DOS, однако, сохранялась в оперативной памяти и использовалась в качестве дисковой подсистемы.
Первые версии системы были совершенно неудовлетворительными не только с точки зрения надежности, но и по производительности. Довольно большие требования к ресурсам не позволяли запустить сколько-нибудь ресурсоемкое приложение в 640К ОЗУ, системы же с большим объемом памяти были в то время редкостью. Больший объем памяти был доступен только на машинах IBM PC AT с процессором 80286. На таких компьютерах обращения к DOS требовали переключения в реальный режим процессора и поэтому происходили очень медленно.
Значительный прорыв в эксплуатационных характеристиках Windows 3.x обеспечил процессор 80386, на котором можно было создать для DOS виртуальный 8086. Это позволило избежать переключений режима процессора на каждом системном вызове и резко повысило производительность. Еще большее повышение производительности было достигнуто в Windows 3.11 с появлением так называемого 32-разрядного доступа к диску — собственной дисковой подсистемы, которая работала целиком в защищенном режиме. Тем не менее, надежность даже этих версий системы оставляла желать много лучшего.
В Win 16 впервые была реализована технология, без упоминания которой описание этой системы было бы не полным — не только потому, что это одна из немногих оригинальных концепций, впервые реализованных в системах семейства СР/М, но и потому, что эта технология оказала значительное влияние на современные методики разработки прикладного программного обеспечения. Речь идет о технологии COM (Common Object Model — общая объектная модель).
Идея, лежащая в основе СОМ, довольно проста и решает весьма насущную проблему: точки входа DLL не хранят сведений не только о семантике соответствующих процедур, но даже о количестве и типах параметров, передаваемых этим процедурам. Различные системы программирования используют разные соглашения о способе передачи параметров — заголовок DLL не хранит информации и об этом. Отсутствие перечисленных сведений затрудняет взаимодействие между подсистемами, реализованными на разных языках, и делает невозможным синтаксическую проверку допустимости вызова внешних процедур из интерпретируемых языков.
СОМ предполагает снабжение DLL внешним описателем, который перечисляет все процедуры, реализуемые данной DLL, и типы данных, используемые этими процедурами. Описание формируется на специальном языке IDL (Interface Definition Language — язык описания интерфейса), который затем компилируется в двоичное представление, используемое объектными средами и интерпретирующими системами программирования. Современные системы программирования выполняют автоматическую генерацию IDL и "болванок"(заготовок) кода, реализующего данный интерфейс, на конкретном языке программирования.
IDL является довольно простым языком, на котором можно описывать объекты — структуры данных, с которыми ассоциированы наборы процедур-методов. Поля структур (атрибуты) могут принадлежать одному из нескольких скалярных типов (целое число, число с плавающей точкой, дата и время, строка — последний тип в большинстве компилируемых ЯВУ не является скалярным). Допустимы также атрибуты, являющиеся объектами других классов. Методы объекта в качестве параметров могут получать как значения скалярных типов, так и объекты, и используют стандартное соглашение о вызовах — тем самым облегчается взаимодействие подсистем, реализованных на разных языках программирования.
Объектно-ориентированный стиль описания интерфейсов является популярной методологией описания и разработки сложных программных систем, поэтому, несмотря на многочисленные недостатки технологии СОМ (например, не поддерживается контроль версии интерфейса и наследование) она была хорошо принята сообществом разработчиков. Впрочем, заявленная в начале работ над этой технологией цель — переход от монолитных приложений к компонентным средам, составляемым из взаимозаменяемых объектов СОМ — достигнута не была. Достижению этой цели не способствовала также техническая политика Microsoft, состоявшая в низкокачественной и неполной документации и хаотических сменах флагманской объектной среды (версии OLE, ActiveX, OCX и т. д.).
 
Содержание раздела